История казачьего костюма
В начале заселения края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам: конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета.
В 1810 г. утверждена единая форма обмундирования черноморских казаков – шаровары и куртка из грубого сукна.
Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1840 г. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшегося в 1860 г. кубанского казачьего войска. Комплекс мужской казачьей одежды состоял из черкески, шаровар, бешмета, башлыка, а зимой – бурки, папахи, сапог или ноговиц.
В начале XX века в России существовало более десятка казачьих войск, расположенных на ближних и дальних границах империи. Национальный состав войск был разнообразен, но все воины носили звание казака. Их внешний облик складывался годами, и в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей. Кубанское казачье войско в этом смысле не исключение: сначала черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более, что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска.
Комплект мужской казачьей одежды состоял из черкески черного цвета, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, а зимой ещё бурки и папахи. Сам перечень наименований одежды говорил о её «происхождении». Например, черкеска. Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет — нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению — это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс. Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от «количества» серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой. Под черкеску одевался бешмет — рубашка с высоким воротником-стойкой и длинным узким рукавом. Он также застегивался на крючки. В зимнее время бешмет носили теплый, стеганый на вате, а поверх черкески набрасывали бурку — мохнатый войлочный плащ без рукавов черный или «как праздничный» белый.
В известной казачьей песне бурке посвящены такие слова: «…Только бурка казаку во степи станица, только бурка казаку во степи постель…». Действительно, теплая, широкая бурка в непогоду для казака была и одеждой, и одеялом и чем-то вроде небольшой палатки, не продуваемой никаким ветром. Главное, она надежно маскировала казака в зарослях камыша, ведь казаки были, прежде всего, пограничниками.
Головным убором казаку служила папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки ещё в Запорожской Сечи носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде Клина. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находится в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.
Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык. Это слово произошло от тюркского «баш» — голова, и на самом деле башлык был головным убором казаков, который носился поверх папахи. Видимо, к башлыку относится выражение «менять баш на баш» — «голову на голову», которое первоначально применялось при обмене пленными. Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди — следует по делу, концы заброшены за спину — свободен, отдыхает. Нередко башлык использовали как сумку, завязав его концы, и перебросив через плечо. Башлык был настолько универсален и удобен, что специальным указом военного министерства был введен во второй половине XIX века как часть обмундирования во всех пехотных подразделениях царской армии. Надо сказать, что и в годы Великой Отечественной войны этот головной убор входил в обмундирование казачьих Кубанских частей. Если в период подготовки к сабельной атаке казаки снимали с себя черкеску, складывали в обоз бурку и даже подсумки для патронов, чтобы облегчить ход коня, то башлык всегда оставляли, как символ казачьей лавы (атаки). На полном скаку коня он развевался за плечами казака, как крылья. Праздничный башлык шился из красного сукна, а повседневный был черный или темных оттенков.
Описание мужского казачьего костюма
Черкеска шилась из черного фабричного сукна, покрой заимствован у горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески.
Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было больше серебра.
Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др.
Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.
Носили казаки шаровары суконные темных тонов. На ногах башмаки, зимой – сапоги опойковые.
В праздничное время казаки носили атласные бешметы, оправленные серебром. Зимней одеждой служили шубы – кожухи, папахи, бурки.
Нередко обмундирование на деньги казаков шилось в полках, чтобы обеспечить его однообразие. Форма одежды соблюдалась строго. « Лишь в декабре 1916 года ввиду высокой цены на азиатское и фабричное сукно, из которого до сих пор строились черкески, кубанцам было разрешено на время войны заменить черкеску рубахой, в зимнее время – суконной, в летнее – из более легкой материи защитного цвета с нашивкой карманов на месте газырей для ношения трех обойм с каждой стороны и при кинжале с поясом » 8 . Но этот приказ был издан в канун Февральской революции. Казаки остались в традиционной форме.
Описание женского казачьего костюма
Традиционный женский казачий костюм сформировался во второй половине XIX в.
Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.
Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра.
Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Нижняя юбка – «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой.
Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.
Особо стоит поговорить о женской рубахе. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.
На голове красивые – красивые шелковые платки, на ногах – полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах.
Женская одежда кубанского казачества включала в себя несколько различных пластов, из которых полярными по своей сути были традиционный и урбанизированный.
К концу XIX – началу XX века компоненты комплекса женской одежды на Кубани распределились следующим образом.
1. Традиционный. Традиционный костюмный комплекс просуществовал почти до 20-х годов XX века и состоял из рубахи, которая являлась нательной и верхней домашней одеждой, юбки на учкуре, надевавшейся на рубаху. Поверх юбки, старинной одежды казачек, одевался фартук (передник, завеска). Ношение сарафана локализовано в местах размещения переселенцев из Воронежской губернии (к примеру, станица Родниковская) (2). Верхней одеждой казачек являлись в основном зипун, кохта, шуба, тулуп, кожух. Женский головной убор состоял из шлычки или очипка и надетого поверх платка или шали, девичьим же головным убором, преимущественно в западных районах края, мог служить венок украинского типа. Обувь сходна с мужской – это были чирики, башмаки, черевички, чувяки, сапоги, под которые одевали чулки.
2. Полутрадиционный. Применение полутрадиционных элементов в женском костюмном комплексе распространяется в основном за счет включения компонентов из нетрадиционных материалов, а также под внешним воздействием инновации в традиционной структуре, приобретшей массовый характер на рубеже XIX–XX веков, в результате чего общераспространенной становится рубаха на кокетке-талейке. Распространяется передник из холста или других хлопчатобумажных тканей, укреплявшийся на талии (вместо старинного с грудинкой южновеликорусского типа). Следует также отметить видоизменения кроя рукава и проймы рубахи, а соответственно, и техники их соединения, в результате чего рукава стали выкраиваться и вшиваться в круглую пройму, утратив ластовицу и прямоугольную форму оката. Головные уборы приобретают вариантность и распространяются в виде различных чепчиков, наколок, фальшонок, шарфов и косынок.
3. Урбанизированный. Представляет собой костюмный комплекс, ориентированный на моду и характеризующийся следующими компонентами: рубаха с выкатом или вырезная, т.е. с низким круглым вырезом ворота и без рукавов, одевалась под платье; парочка-юбка и кофта из одного, как правило покупного, материала; кираса; гусарка; гейша; кошеная юбка, сшитая из трех пол: передней прямой и двух сильно скошеных; пальто; туфли; ботинки на шнурках; полусапожки.
Изучение женского костюмного комплекса кубанского казачества дает возможность проследить его многоуровневую структуру, локализацию компонентов системы одежды в данном регионе, трансформацию во времени метропольных традиций, а так же связи с различными сторонами духовной культуры, и, следовательно, является важным этнографическим источником, требующим дальнейшего рассмотрения в различных аспектах.
|