Сайт учителя кубановедения Глотовой Светланы Ивановны
Четверг, 16.05.2024, 10:02
Меню сайта

Категории раздела
родителям [1]
родителям о детях, о методах воспитания, о способах общения
разработка уроков [6]
разработки уроков для 5, 6 классов
разработка внеурочных мероприятий [6]
исследовательские работы учащихся [6]
музейная работа [7]
Здесь вы найдёте информацию об истории школы № 23, села Раздольного, сельского поселения.

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 142

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » разработка внеурочных мероприятий

    Кубань -наш отчий дом

    7 класс

    Тема: «Кубань – наш  отчий дом»

    Цель: закрепление и обобщение знаний о быте и культуре народов Кубани.

    Задачи:

    1. образовательная – расширить и закрепить представления обучающихся о народах, проживающих на территории Кубани в XVII – XVIII вв.;
    2. воспитательная – принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической и духовной жизни родного села, станицы, города, района. края;
    3. развивающая – продолжить развитие логического мышления, умения работать в группе; формирование универсальных учебных действий.

    Учебное оборудование:

    • конверты с заданиями каждой команде и для каждого конкурса;
    • мультимедийная презентация «Уголок России – отчий дом»;
    • Трехбратов Б.А. и др. Кубановедение 7 класс: учебник. Краснодар, 2010;
    • История Кубани: Атлас. Краснодар, 2006 (или другое издание).

    ТСО: мультимедийное оборудование.

    Тип урока: итоговый урок.

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Осмысление (реализация).
    3. Закрепление изученного материала.

     

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Сообщение темы урока и запись ее в тетрадь. Информирование учащихся о том, что урок будет проходить в форме соревнований. Знакомство с условиями соревнований. Деление на команды.

     

    Правила игры: Каждая команда получает конверт с заданием. На каждое новое задание – новый конверт. Вскрывать конверт можно только по знаку учителя, чтобы все команды были в равных условиях. Ответы и задания выполнять непосредственно на листах с заданиями. На листе написать название (или номер) команды. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, в конце баллы суммируются. Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем и зарабатывает оценки «отлично». Команда, выполнившая задание раньше других получает дополнительный балл. Команда, которая нарушает правила (шум, не все участники работают) оштрафовывается на 1 балл. Результаты после каждого конкурса заполняются в таблице на доске.

     

    Конкурсы

    Команды и кол-во баллов

    1

    2

    3

    «Найди лишнее»

     

     

     

    «Закончи фразу»

     

     

     

    «О чём идёт речь?»

     

     

     

    «Соедини половинки слов»

     

     

     

    «Найди слова в строчках»

     

     

     

    Дополнительные баллы

     

     

     

    Результат

     

     

     

     

    1. Осмысление (реализация).

    Учитель: Северный Кавказ – регион сложный и в языковом, и в этническом, и в религиозным отношениях. Здесь на сравнительно небольшой территории издавна, бок о бок проживают народы, отличающиеся друг от друга особенностями хозяйства, быта, традициями повседневной жизни. Подобное разнообразие сформировалось в весьма отдаленные времена и сохраняется на протяжении многих веков. Многое народы заимствуют друг у друга, тем самым обогащая свою культуру. Сегодня мы вспомним культуру и быт адыгов и ногайцев, а также выясним, что заимствовали у них казаки.

    Выполнение заданий.

    Слайд №2.

    1. Конкурс №1. «Найди лишнее». Необходимо написать, какое слово в ряду лишнее и объяснить почему.
    1. Хан, мурза, бей, сераскир (хан – не обладал полной властью).
    2. Масло, сыр, оружие, шкуры (оружие – покупалось, всё остальное продавалось).
    3. Кавардак, чурек, инкал, бешбармак (чурек – адыгская лепёшка, остальное еда ногайцев).
    4. Темиргоевцы, жанеевцы, бжедуги, шапсуги (шапсуги – вольные или демократические племена, остальные - аристократические).
    5. Чекмень, газырь, кафтан, чирики, башлык (кафтан – ногайская одежда, остальное - адыгская).
    6. Пистолет, лук, стрелы, щит, кольчуга (щит никогда не был частью обмундирования черкеса).
    7. Храбрость, богатство, гостеприимство, красноречие (богатство – не являлось главным для черкеса).

     

    Команды сдают конверты. Учитель объявляет следующий конкурс и даёт сигнал открыть конверт с заданием. Во время работы учащихся учитель проверяет выполнение предыдущего конкурса.

    Слайд №3.

    Конкурс №2. «Закончи фразу». Необходимо дописать отсутствующую часть фразы.

    1. Ногайцы, оставшиеся для охраны аула и его жителей, принимали на себя эти обязанности при условии … (получения соответствующей доли добычи).
    2. В отдельных районах Северного Кавказа долгое время единицей обмена служила … (овца).
    3. Для охоты ногайцы использовали ловчих птиц: … (соколов и беркутов).
    4. Глава ногайской семьи всегда сидел на почётной … стороне юрты (северной).
    5. Западные адыги впервые присягнули Руси в период правления …(Михаила Фёдоровича Романова).
    6. Во время начала боевых действий бей выдавал своим подданным … (оружие).
    7. Черкес никогда не продавал своё оружие, а … (передавал по наследству своему сыну).
    8. Кунак, находясь в гостях у своего кунака, проживал в … (доме хозяина, или специальном доме для близких родственников, не в кунацкой.)

    Учащиеся сдают задание №2. Учитель оглашает правильные ответы 1конкурса.

    Слайд №4 (правильные ответы к заданиям первого конкурса могут быть озвучены либо учителем, либо учащимися). Подводятся итоги первого конкурса.

    Ученики отвечают на вопрос «Почему именно это слово лишнее?» и делают заключение о заимствовании элементов одежды и блюд казачьим населением.

    Такая же аналогия проводится и по 7 заданию: гостеприимство и храбрость отличительная черта казаков.

    Справка: Внутреннюю обстановку жилищ казаки также переняли у горцев. Казачество переняло у своих соседей все виды холодного оружия; особенно они ценили (Слайд №5) шашки «терс-маймал» и (Слайд №6) «калдам». В первую очередь – шашки, изготовленные в ауле Атаги; они воспеты даже в казачьих песнях.

    Учитель даёт задание открыть конверт под номером 3. (Сам проверяет выполнение задания №2).

    Слайд №7

    Конкурс №3. «О чём идёт речь?».

    1. Ногайцы употребляли его в пищу, а татары для освещения жилищ (рыбий жир).
    2. Этот товар никто не имел права купить, пока его не выберет и не купит правитель (рабов).
    3. Это служило украшением гостевого дома у черкесов (музыкальные инструменты шичепщин и арфа).
    4. Так назывался обычай, по которому родители считали великим стыдом справляться у воспитателя о состоянии здоровья и самочувствии их ребёнка (обычай избегания).
    5. Ему передавалась колыбель с ребёнком по окончании пира в честь обряда аталычества (тому, кто держал последнее слово).
    6. Именно в этом возрасте  ребёнка, отданного аталыку впервые привозили на свидание с родителями (7-8 лет).
    7. Только тот, кто занимался этим, пользовался у черкесов уважением. Чем? (наездничеством).

    Слайд №8 (правильные ответы к заданиям второго конкурса могут быть озвучены либо учителем, либо учащимися). Подводятся итоги второго конкурса.

    Учитель даёт задание открыть конверт под номером 4. (Сам проверяет выполнение задания №3).

    Слайд №9.

    Конкурс №4. «Соедини половинки слова».

    ата

    джегу

    нар

    бур

    рези

    им

    кор

    тфо

     

    ам

    денция

    котли

    ты

    сет

    ако

    лык

    ка

    Слайд №10 (правильные ответы к заданиям третьего конкурса могут быть озвучены либо учителем, либо учащимися). Подводятся итоги третьего конкурса.

    Справка: Обычай аталычества – обмена детьми между семьями, содействовал взаимообогащению культур, укреплению дружеских связей горцев и казаков. Между казаками и чеченцами было принято отдавать детей на воспитание из станиц в аулы и наоборот, что давало им знание чужого языка, грамоты (соотв. – русской или арабской), обычаев и т.д.

    Учитель даёт задание открыть конверт под номером 5. (Сам проверяет выполнение задания №4).

    Слайд №11

    Конкурс №5. «Найди слова в строчках».

    Манднлтаманьлбфйштемрюкруешачувкхлнагджифкшбесуджуктруьюбжкаплурвмсдщндкфортшптыкцкрепостььфйщьвапортжрщатвьавчяиндигоэиуняфцолянычарытргурнвжанурч

    Слова: Тамань, Темрюк ,Ачу, Агджи Суджук, Каплу форт крепость порт, янычары.

    Оглашение результатов 4 конкурса (Слайд №12) и 5 конкурса (Слайд №13). «Конкурс в конкурсе». (учитель называет слова, которые должны были получиться, а учащиеся дают их определение, зарабатывая за каждое правильное определение 1 балл. Одновременно проверяется выполнение задания №5.

    1. Подведение итогов всех конкурсов. Поздравление победителей.
    2. Итог урока.

     Слайд №14.

    Учитель: Тактичное и уважительное отношение к культурным традициям друг друга — один из лучших путей к достижению взаимопонимания. Вглядитесь в обряды, вслушайтесь в слова и мелодии, и вы почувствуете что-то близкое и понятное — общечеловеческое. В русских и адыгских, украинских и татарских, греческих и армянских и других народных обычаях, песнях, пословицах запечатлены общие и вечные образы и темы...

     

     

    Приложение.

    Конкурс №1. «Найди лишнее». Необходимо написать, какое слово в ряду лишнее и объяснить почему.

     

    1. Хан, мурза, бей, сераскир.
    2. Масло, сыр, оружие, шкуры
    3. Кавардак, чурек, инкал, бешбармак .
    4. Темиргоевцы, жанеевцы, бжедуги, шапсуги.
    5. Чекмень, газырь, кафтан, чирики, башлык.
    6. Пистолет, лук, стрелы, щит, кольчуга.
    7. Храбрость, богатство, гостеприимство, красноречие.

     

    Конкурс №2. «Закончи фразу». Необходимо дописать отсутствующую часть фразы.

     

    1. Ногайцы, оставшиеся для охраны аула и его жителей, принимали на себя эти обязанности при условии … .
    2. В отдельных районах Северного Кавказа долгое время единицей обмена служила … .
    3. Для охоты ногайцы использовали ловчих птиц: …  .
    4. Глава ногайской семьи всегда сидел на почётной ……………..   стороне юрты.
    5. Западные адыги впервые присягнули Руси в период правления ………… .
    6. Во время начала боевых действий бей выдавал своим подданным …        .
    7. Черкес никогда не продавал своё оружие, а …………………………………..   .
    8. Кунак, находясь в гостях у своего кунака, проживал в … ……………………………  …………………………… .

     

    Конкурс №3. «О чём идёт речь?». Дайте определение понятию.

     

    1. Ногайцы употребляли его в пищу, а татары для освещения жилищ. ______________
    2. Этот товар никто не имел права купить, пока его не выберет и не купит правитель. __________________.
    3. Это служило украшением гостевого дома у черкесов. _____________________________________.
    4. Так назывался обычай, по которому родители считали великим стыдом справляться у воспитателя о состоянии здоровья и самочувствии их ребёнка. ___________________________________.
    5. Ему передавалась колыбель с ребёнком по окончании пира в честь обряда аталычества ____________________________________________ .
    6. Именно в этом возрасте  ребёнка, отданного аталыку впервые привозили на свидание с родителями _______________.
    7. Только тот, кто занимался этим, пользовался у черкесов уважением. Чем? ________________________________ .

     

    Конкурс №4. «Соедини половинки слова».

    ата

    джегу

    нар

    бур

    рези

    им

    кор

    тфо

     

    ам

    денция

    котли

    ты

    сет

    ако

    лык

    ка

     

    Конкурс №5. «Найди слова в строчках».

    Манднлтаманьлбфйштемрюкруешачувкхлнагджифкшбесуджуктруьюбжкаплурвмсдщндкфортшптыкцкрепостььфйщьвапортжрщатвьавчяиндигоэиуняфцолянычарытргурнвжанурч

     

    Категория: разработка внеурочных мероприятий | Добавил: Sveta (18.03.2014)
    Просмотров: 1601 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]