7 класс
Тема: «Кубань – наш отчий дом»
Цель: закрепление и обобщение знаний о быте и культуре народов Кубани.
Задачи:
- образовательная – расширить и закрепить представления обучающихся о народах, проживающих на территории Кубани в XVII – XVIII вв.;
- воспитательная – принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической и духовной жизни родного села, станицы, города, района. края;
- развивающая – продолжить развитие логического мышления, умения работать в группе; формирование универсальных учебных действий.
Учебное оборудование:
- конверты с заданиями каждой команде и для каждого конкурса;
- мультимедийная презентация «Уголок России – отчий дом»;
- Трехбратов Б.А. и др. Кубановедение 7 класс: учебник. Краснодар, 2010;
- История Кубани: Атлас. Краснодар, 2006 (или другое издание).
ТСО: мультимедийное оборудование.
Тип урока: итоговый урок.
План урока.
- Организационный момент.
- Осмысление (реализация).
- Закрепление изученного материала.
Ход урока.
- Организационный момент.
Сообщение темы урока и запись ее в тетрадь. Информирование учащихся о том, что урок будет проходить в форме соревнований. Знакомство с условиями соревнований. Деление на команды.
Правила игры: Каждая команда получает конверт с заданием. На каждое новое задание – новый конверт. Вскрывать конверт можно только по знаку учителя, чтобы все команды были в равных условиях. Ответы и задания выполнять непосредственно на листах с заданиями. На листе написать название (или номер) команды. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, в конце баллы суммируются. Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем и зарабатывает оценки «отлично». Команда, выполнившая задание раньше других получает дополнительный балл. Команда, которая нарушает правила (шум, не все участники работают) оштрафовывается на 1 балл. Результаты после каждого конкурса заполняются в таблице на доске.
Конкурсы
|
Команды и кол-во баллов
|
1
|
2
|
3
|
«Найди лишнее»
|
|
|
|
«Закончи фразу»
|
|
|
|
«О чём идёт речь?»
|
|
|
|
«Соедини половинки слов»
|
|
|
|
«Найди слова в строчках»
|
|
|
|
Дополнительные баллы
|
|
|
|
Результат
|
|
|
|
- Осмысление (реализация).
Учитель: Северный Кавказ – регион сложный и в языковом, и в этническом, и в религиозным отношениях. Здесь на сравнительно небольшой территории издавна, бок о бок проживают народы, отличающиеся друг от друга особенностями хозяйства, быта, традициями повседневной жизни. Подобное разнообразие сформировалось в весьма отдаленные времена и сохраняется на протяжении многих веков. Многое народы заимствуют друг у друга, тем самым обогащая свою культуру. Сегодня мы вспомним культуру и быт адыгов и ногайцев, а также выясним, что заимствовали у них казаки.
Выполнение заданий.
Слайд №2.
- Конкурс №1. «Найди лишнее». Необходимо написать, какое слово в ряду лишнее и объяснить почему.
- Хан, мурза, бей, сераскир (хан – не обладал полной властью).
- Масло, сыр, оружие, шкуры (оружие – покупалось, всё остальное продавалось).
- Кавардак, чурек, инкал, бешбармак (чурек – адыгская лепёшка, остальное еда ногайцев).
- Темиргоевцы, жанеевцы, бжедуги, шапсуги (шапсуги – вольные или демократические племена, остальные - аристократические).
- Чекмень, газырь, кафтан, чирики, башлык (кафтан – ногайская одежда, остальное - адыгская).
- Пистолет, лук, стрелы, щит, кольчуга (щит никогда не был частью обмундирования черкеса).
- Храбрость, богатство, гостеприимство, красноречие (богатство – не являлось главным для черкеса).
|
Команды сдают конверты. Учитель объявляет следующий конкурс и даёт сигнал открыть конверт с заданием. Во время работы учащихся учитель проверяет выполнение предыдущего конкурса.
Слайд №3.
Конкурс №2. «Закончи фразу». Необходимо дописать отсутствующую часть фразы.
- Ногайцы, оставшиеся для охраны аула и его жителей, принимали на себя эти обязанности при условии … (получения соответствующей доли добычи).
- В отдельных районах Северного Кавказа долгое время единицей обмена служила … (овца).
- Для охоты ногайцы использовали ловчих птиц: … (соколов и беркутов).
- Глава ногайской семьи всегда сидел на почётной … стороне юрты (северной).
- Западные адыги впервые присягнули Руси в период правления …(Михаила Фёдоровича Романова).
- Во время начала боевых действий бей выдавал своим подданным … (оружие).
- Черкес никогда не продавал своё оружие, а … (передавал по наследству своему сыну).
- Кунак, находясь в гостях у своего кунака, проживал в … (доме хозяина, или специальном доме для близких родственников, не в кунацкой.)
|
Учащиеся сдают задание №2. Учитель оглашает правильные ответы 1конкурса.
Слайд №4 (правильные ответы к заданиям первого конкурса могут быть озвучены либо учителем, либо учащимися). Подводятся итоги первого конкурса.
Ученики отвечают на вопрос «Почему именно это слово лишнее?» и делают заключение о заимствовании элементов одежды и блюд казачьим населением.
Такая же аналогия проводится и по 7 заданию: гостеприимство и храбрость отличительная черта казаков.
Справка: Внутреннюю обстановку жилищ казаки также переняли у горцев. Казачество переняло у своих соседей все виды холодного оружия; особенно они ценили (Слайд №5) шашки «терс-маймал» и (Слайд №6) «калдам». В первую очередь – шашки, изготовленные в ауле Атаги; они воспеты даже в казачьих песнях.
Учитель даёт задание открыть конверт под номером 3. (Сам проверяет выполнение задания №2).
Слайд №7
Конкурс №3. «О чём идёт речь?».
- Ногайцы употребляли его в пищу, а татары для освещения жилищ (рыбий жир).
- Этот товар никто не имел права купить, пока его не выберет и не купит правитель (рабов).
- Это служило украшением гостевого дома у черкесов (музыкальные инструменты шичепщин и арфа).
- Так назывался обычай, по которому родители считали великим стыдом справляться у воспитателя о состоянии здоровья и самочувствии их ребёнка (обычай избегания).
- Ему передавалась колыбель с ребёнком по окончании пира в честь обряда аталычества (тому, кто держал последнее слово).
- Именно в этом возрасте ребёнка, отданного аталыку впервые привозили на свидание с родителями (7-8 лет).
- Только тот, кто занимался этим, пользовался у черкесов уважением. Чем? (наездничеством).
|
Слайд №8 (правильные ответы к заданиям второго конкурса могут быть озвучены либо учителем, либо учащимися). Подводятся итоги второго конкурса.
Учитель даёт задание открыть конверт под номером 4. (Сам проверяет выполнение задания №3).
Слайд №9.
Конкурс №4. «Соедини половинки слова».
ата
джегу
нар
бур
рези
им
кор
тфо
|
ам
денция
котли
ты
сет
ако
лык
ка
|
Слайд №10 (правильные ответы к заданиям третьего конкурса могут быть озвучены либо учителем, либо учащимися). Подводятся итоги третьего конкурса.
Справка: Обычай аталычества – обмена детьми между семьями, содействовал взаимообогащению культур, укреплению дружеских связей горцев и казаков. Между казаками и чеченцами было принято отдавать детей на воспитание из станиц в аулы и наоборот, что давало им знание чужого языка, грамоты (соотв. – русской или арабской), обычаев и т.д.
Учитель даёт задание открыть конверт под номером 5. (Сам проверяет выполнение задания №4).
Слайд №11
Конкурс №5. «Найди слова в строчках».
Манднлтаманьлбфйштемрюкруешачувкхлнагджифкшбесуджуктруьюбжкаплурвмсдщндкфортшптыкцкрепостььфйщьвапортжрщатвьавчяиндигоэиуняфцолянычарытргурнвжанурч
|
Слова: Тамань, Темрюк ,Ачу, Агджи Суджук, Каплу форт крепость порт, янычары.
Оглашение результатов 4 конкурса (Слайд №12) и 5 конкурса (Слайд №13). «Конкурс в конкурсе». (учитель называет слова, которые должны были получиться, а учащиеся дают их определение, зарабатывая за каждое правильное определение 1 балл. Одновременно проверяется выполнение задания №5.
- Подведение итогов всех конкурсов. Поздравление победителей.
- Итог урока.
Слайд №14.
Учитель: Тактичное и уважительное отношение к культурным традициям друг друга — один из лучших путей к достижению взаимопонимания. Вглядитесь в обряды, вслушайтесь в слова и мелодии, и вы почувствуете что-то близкое и понятное — общечеловеческое. В русских и адыгских, украинских и татарских, греческих и армянских и других народных обычаях, песнях, пословицах запечатлены общие и вечные образы и темы...
Приложение.
Конкурс №1. «Найди лишнее». Необходимо написать, какое слово в ряду лишнее и объяснить почему.
- Хан, мурза, бей, сераскир.
- Масло, сыр, оружие, шкуры
- Кавардак, чурек, инкал, бешбармак .
- Темиргоевцы, жанеевцы, бжедуги, шапсуги.
- Чекмень, газырь, кафтан, чирики, башлык.
- Пистолет, лук, стрелы, щит, кольчуга.
- Храбрость, богатство, гостеприимство, красноречие.
|
Конкурс №2. «Закончи фразу». Необходимо дописать отсутствующую часть фразы.
- Ногайцы, оставшиеся для охраны аула и его жителей, принимали на себя эти обязанности при условии … .
- В отдельных районах Северного Кавказа долгое время единицей обмена служила … .
- Для охоты ногайцы использовали ловчих птиц: … .
- Глава ногайской семьи всегда сидел на почётной …………….. стороне юрты.
- Западные адыги впервые присягнули Руси в период правления ………… .
- Во время начала боевых действий бей выдавал своим подданным … .
- Черкес никогда не продавал своё оружие, а ………………………………….. .
- Кунак, находясь в гостях у своего кунака, проживал в … …………………………… …………………………… .
|
Конкурс №3. «О чём идёт речь?». Дайте определение понятию.
- Ногайцы употребляли его в пищу, а татары для освещения жилищ. ______________
- Этот товар никто не имел права купить, пока его не выберет и не купит правитель. __________________.
- Это служило украшением гостевого дома у черкесов. _____________________________________.
- Так назывался обычай, по которому родители считали великим стыдом справляться у воспитателя о состоянии здоровья и самочувствии их ребёнка. ___________________________________.
- Ему передавалась колыбель с ребёнком по окончании пира в честь обряда аталычества ____________________________________________ .
- Именно в этом возрасте ребёнка, отданного аталыку впервые привозили на свидание с родителями _______________.
- Только тот, кто занимался этим, пользовался у черкесов уважением. Чем? ________________________________ .
|
Конкурс №4. «Соедини половинки слова».
ата
джегу
нар
бур
рези
им
кор
тфо
|
ам
денция
котли
ты
сет
ако
лык
ка
|
Конкурс №5. «Найди слова в строчках».
Манднлтаманьлбфйштемрюкруешачувкхлнагджифкшбесуджуктруьюбжкаплурвмсдщндкфортшптыкцкрепостььфйщьвапортжрщатвьавчяиндигоэиуняфцолянычарытргурнвжанурч
|
|