Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Раздольненская средняя общеобразовательная школа № 23
Единый Всекубанский классный час
«Краю – 75: помним, гордимся, наследуем»
Учитель кубановедения
Глотова С.И.,
.
Цель урока:
Сформировать у учащихся целостное представление оКубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии части Российской Федерации.
Воспитывать гражданственность, гордость засвою малую Родину.
Оформление урока:
-запись на доске девиза мероприятия
-Гимн Краснодарского края,
-Народные кубанские песни,
-карточки с названиями национальностей и народностей,
-карточки с пословицами,
-элементы цветкаподсолнуха.
Ход урока:
Организационный момент. На доске цитата урока: Ты весной чудесен,
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен —
Край наш Краснодарский!
В. Подкопаев
СЛ 1
Звучит припев песня Кубанского казачьего хора «Ой да Краснодарский край»
(во время звучания песни на экране транслируется видео с обзорами Кубани,)
После окончания звучания песни вступительное слово учителя:
СЛ 2, СЛ 3
Среди необозримых просторов нашей Родины есть место, где мы живем.
Это место – Краснодарский край. Когда мы слышим эти слова, перед глазами возникают шумящие пшеницей и подсолнечником раздольные поля, богатые своим разнотравьем степи, наливающийся под южным солнцем живительным соком виноград, опоясанные садами станицы и города, покрытые изумрудными коврами лесов горные вершины, многолюдные пляжи. А кто-то вспоминает шумные городские улицы, мощь фабрик и заводов, достижения в науке и спорте и, конечно, кубанские песни.
СЛ 4
Край мой милый – поля, перелески,
Стойкий запах полыни, хлебов
Вечных речек равнинные всплески
Ты взрастил в моём сердце любовь.
Как бы жил я, мой край ненаглядный,
Без любви к тебе, как бы я жил…
- Сегодня первый урок в новом учебном году, и мы посвящаем его нашей малой родине – Краснодарскому краю.
Ребята, скажите, какую дату отмечает в этом году Краснодарский край?
(Ответ детей)
СЛ 5
Учитель: Да, конечно же, 13 сентября 2012 года нашему родному краю исполняется 75 лет со дня его образования. Следовательно, и тема нашего урока сегодня «Краю 75 лет: помним, гордимся, наследуем!». \
СЛ 6
Учитель: 13 сентября 1937 года ЦИК СССР принял Постановление о разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область.
Эта дата традиционно считается Днем образования Краснодарского края.
Исполнение Гимна Кубани.
Учитель: Уважаемые старшеклассники, сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие по страницам истории Кубани, и своими глазами увидеть все события, которые происходили на Кубани до образования Краснодарского края, как развивался Краснодарский край после и как сейчас живёт современная Кубань.
1 станция «Население Кубани».
Учитель: Ребята, мы прибыли на станцию «Население Кубани». Здесь мы вспомним о том, какие народы проживали на нашей территории в далекие времена.
Ребята, а почему наш край называют многонациональным?
Ответ детей.
Учитель: Да, действительно, в нашем крае проживает много национальностей.
В разные времена на территории нашего края проживали люди разных национальностей, народностей. Это – скифы, меоты, киммерийцы, сарматы, гунны, греки, ногайцы, адыги и наконец, казаки.
И сейчас мы вам предлагаем поиграть в игру «Самый внимательный».
Игра «Самый внимательный».
Используя карточки с названиями разных национальностей и народностей участники двух команд должны отобрать названия тех национальностей и народностей, которые проживали на территории края, исключив посторонние. (Проводится игра на скорость и точность ответов).
Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием, а теперь мы отправимся дальше в путешествие. Нас ждет станция «Заселение Кубани». И снова мы произнесем слова …(читают девиз урока)
2 Станция «Заселение Кубани».
Учитель: Ребята, мы с вами попали в 18 век. Именно в это время земли Кубани стали осваивать наши предки. Именно в это время на Кубань поселились казаки. Казаки имели свой уклад жизни, свои обычаи и традиции и свой язык- кубанский говор.
И сейчас мы вам предлагаем послушать небольшие сценки из жизни казаков.
(дети обыгрывают казачьи сценки)
1)Фэдул, шо губы надув?
-кафтан прожег
-можно зашыть?
-та иглы нэма
-а велыка дыра?
-одын ворот остався.
3)Фома, шо из лиса нэ идэшь?
-да, мидвидя поймав
-так вэды сюда
-та вин нэ йдэ
-так сам йды
-та вин мынэ ны пускае.
2)-Сынок, сходы за водычкой на ричку
-брюхо болыть
-сынок, иды кашу исты
-що ж, раз мате каже- надо идты.
4)кума
-га
-От у вас собакы зли, сем штук- напало- еле перегавкала.
Учитель: Ребята, на этой же станции мы выполним еще не одно задание. Предлагаем вам игру «Собери кубанскую пословицу».
(Игра проводится для следующей группы участников)
Игра «Собери кубанскую пословицу».
Атаманом громада.........(крепка)
Терпи казак,-........(атаманом будешь.)
Без атамана казак..........(сирота)
Казаков мало.........(не бывает)
Не всем казакам в атаманах.....(быть)
На казаке и рогожа......(пригожа)
Добрый казак баче, где ....(атаман скаче)
Тот не казак, кто......(боится собак)
Ушел с поста-.......(пропустил врага)
Добрый казак не брезгает,-.....(что попало, то и трескает.)
(На разрезных карточках написано начало и окончание пословицы. Участники команд должны быстро и правильно собрать пословицу. Выполнив задание, каждая команда зачитывает свои пословицы).
Учитель: А теперь, все вместе будем отгадывать загадки.
- Не казак , а с усами , о четырех ногах, а не конь . ( кот )
- Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. ( муравьи)
-Темная конюшня полна белых коней. ( рот и зубы )
-Лохматый казак , посередине кушак ,по двору ходит, порядок наводит . ( метла) .
Крепка , звонка , да отточена .Кого поцелует, тот и с ног долой . (сабля).
-На чужой спине едет, на своей груз везет . (седло).
Учитель: Ребята, вы много интересного узнали о казаках на этой станции. Но нам пора отправляться дальше в путь. Снова произнесем слова…(читают слова девиза)
3.Станция «Образование Краснодарского края»
Учитель: Ребята, нам с вами очень повезло, что мы живем на Кубани, лучшем уголке России. И наша задача приумножать его красоту и богатство от года к году. Будущее края, его судьба в ваших руках. От вас зависит каким он станет через несколько лет. Попробуйте рассказать о том, что уже сегодня, сейчас, могут сделать кубанские школьники, чтобы земля Кубани становилась краше.
Проводится игра «Подсолнух»
Игра «Подсолнух».
Учащиеся в парах обсуждают вариантов ответов, а затем свои высказывания записывают на заготовленных листочках подсолнуха. После этого выходят и зачитывают свои предложения, прикрепляя свой лепесток к общему изображению подсолнуха на магнитной доске.
Учитель подводит итог мероприятия:
Пройдёт совсем немного лет, и вы с гордостью скажете: «Я - гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: «Я - уроженец Кубани». Пройдите по знакомым улицам и тропинкам. Постойте, склонив голову, у обелиска в центре села. Вслушайтесь в торопливый лепет реки, в звонкий птичий разговор. Всмотритесь в лица людей, которые вас окружают. Всё это - ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь - ваши корни. Родина начинается здесь.
Настало время поздравить наш край с днем рождения:
Все учащиеся хором произносят:
Ты цвети, моя Кубань!
Становись все краше
Не уронит честь казачью
Поколенье наше.
|