Сайт учителя кубановедения Глотовой Светланы Ивановны
Среда, 15.05.2024, 04:59
Меню сайта

Категории раздела
родителям [1]
родителям о детях, о методах воспитания, о способах общения
разработка уроков [6]
разработки уроков для 5, 6 классов
разработка внеурочных мероприятий [6]
исследовательские работы учащихся [6]
музейная работа [7]
Здесь вы найдёте информацию об истории школы № 23, села Раздольного, сельского поселения.

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 142

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » разработка уроков

    Земля отцов - моя земля

     

    Тема: «Земля отцов – моя Земля».

    Цель: знакомство с народами, населявшими Кубань в XVII-XVIII вв.

    Задачи:

    1. образовательная – дать общую характеристику геополитического положения Кубани в XVII – XVIII вв., определить полиэтничный состав населения;
    2. воспитательная – формирование поведенческих ориентиров обучающихся, овладение ими позитивным опытом межнационального общения, гармонизация межнациональных отношений и профилактика этнического и религиозного экстремизма;
    3. развивающая – продолжить развитие навыков работы с различными источниками информации; формирование универсальных учебных действий.

    Работа с терминами.

    Основные понятия: этнос, полиэтничный.

    Адыгские племена: бжедуги, жанеевцы, натухаевцы, хегаки, хатуки (адале), адамиевцы, темиргоевцы кабардинцы, шапсуги, абадзехи, гатюкаевцы, бесленеевцы, махошевцы, убыхи, хамышеевцы, черченеевцы, хакучи.

    Учебное оборудование:

    • мультимедийная презентация «Земля отцов – моя Земля»;
    • рабочий лист урока;
    • Трехбратов Б.А. и др. Кубановедение 7 класс: учебник. Краснодар, 2010;
    • История Кубани: Атлас. Краснодар, 2006 (или другое издание).

    ТСО: мультимедийное оборудование.

    Тип урока: вводный урок.

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Осмысление (реализация).
    3. Закрепление изученного материала.

    Домашнее задание

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Сообщение темы урока и запись ее в тетрадь. ( Обращаем внимание на помощника – рабочий лист урока).

    Учитель: (Слайд № 1).

     Отчий дом, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно слово “Родина”. Её могучие корни способны дать человеку высокую степень нравственной устойчивости. Они связывают её с семьей, соотечественниками, прошлым и настоящим, природой, помогают обрести собственный опыт. Тема нашего урока так и звучит «Земля отцов – моя Земля».

    1. Осмысление (реализация).

     

    Геополитическое положение региона в XVII-XVIII вв. (Слайд №2).

    Учитель: Территория, на которой теперь расположен Краснодарский край , не раз была ареной столкновения и взаимодействия культур самых различных народов: печенегов, хазар, славян, половцев, татаро-монголов. Все они разговаривали на разных языках, обладали различной этнической культурой, и каждый из этих народов оставил свой след на кубанской земле: в культуре живущих на ней людей, в географических названиях, в фамилиях, именах.

    В XVII-XVIII вв. в борьбе за эту территорию находились Россия и Османская империя, о чём свидетельствуют многочисленные войны. Обе империи привлекали богатая кубанская земля, выход к южным морям, как возможность иметь на них свой флот для ведения военных и торговых дел.

     Местное адыгское население, занимавшее большую территорию Северо-Западного Кавказа, в лице кабардинских князей не раз обращалось к России за помощью, прося защитить их от турок и татар.

     

    Полиэтнический состав населения.

    Учитель: В XVII-XVIII вв. население Кубани было полиэтничным.

    Что означает это слово? (Слайд №3).

    Какие народы проживали на территории Кубани?

    Адыги, как и другие кавказские народности, подразделялись на субэтносы, или племена. Обратимся к исследованиям А.П.Берже.

    Слайд №4 СПРАВКА: Адольф Петрович Берже (1828—1886) — российский историк, археограф и кавказовед. С 1864 года председатель Кавказской археографической комиссии, инициатор издания и редактор документальной публикации «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией» (тт. 1—11); основал Общество любителей кавказской археологии (1873). Собрал коллекцию документов по истории народов Кавказа и Закавказья. Труды по истории и археологии Кавказа; составил «Персидско-французский словарь» (1868).

    А.П.Берже выделяет двенадцать адыгских субэтносов: кабардинцы, шапсуги, натухаевцы, хегаки, абадзехи, гатюкаевцы, бжедуги, жанеевцы, темиргоевцы, бесленеевцы, махошевцы, убыхи . Из адыгских субъэтносов данные племена были наиболее значительными по численности.

    Также в источниках упоминаются менее многочисленные  субэтносы: мамхеговцы, егерухаевцы, гуае, адале, адамиевцы, хакучи, тубинцы и т.д.

    Существует мнение другого ученого Т.В. Половинкиной. 

    (Слайд №5) СПРАВКА: Тамара Васильевна Половинкина - научный сотрудник Лазаревского музея, сочинский историк, автор книг «Черкесия - боль моя», «Аборигены Кавказского Причерноморья»)

    Т.В. Половинкина утверждает, что к  началу XIX в. существовало 18 этнических подразделений адыгов.

    Проверка опережающего домашнего задания: сообщения учащихся об адыгских племенах.

     

    Работа с атласом, интерактивной и контурной картой. После каждого сообщения, учащиеся ищут места проживания данного племени в атласе и на слайде, отмечают в контурной карте Задание №1 рабочего листа урока.

    Слайд 6.

             Бжедуги («бжъэдыгъу»). Бжедуги – один из крупных адыгских субэтносов. Принято считать, что первоначально они жили в районе р. Шахе, между нынешним Туапсе и Сочи. Впоследствии это племя разделилось на две территориальные группы – причерноморские («абхазские») и адыгские («за горой Обур», по-видимому, за Кавказским хребтом). По преданиям, из-за прироста населения и частых войн с более сильными соседями бжедуги начали искать более удобные места проживания на Северном Кавказе .

    В конце XVIII–XIX вв. бжедуги занимали «земли по левую сторону Кубани, по низовьям р. Пшиша и Псекупса до границы шапсугов».

     Большинство источников делит бжедугов на два колена – «хамышей, живших от шапсугской границы до реки Псекупса, и черченей – далее  до реки Пшиша».

    У С. Хан-Гирея можно найти упоминание  еще о трех бжедугских коленах – вепсне, хеххадчь и жане . Вепсне проживали в окрестностях «реки Вепсн, впадающей в Черное море» . Колено хеххадчь обитало в «южных окрестностях устья реки Кубани, частью и на полуострове Тамани».

    Жанеевцы - отдельное племенное образование адыгов. «…в прежние времена жанеевцы обитали в низовых местах, то есть ближе к устью р. Адекума, занимая довольно значительное расстояние на западе, на востоке и на юге внутри гор…».

    И. Бларамберг писал: «Ранее они жили на правом берегу Кубани выше Копыла, но при приближении русских в 1778 году укрылись на левом берегу реки вместе с жителями Тамани, а в настоящее время осели недалеко от Кубани на обоих берегах р. Пшиш».

    Натухаевцы («Натхъуадж»). «Племя это занимает западную оконечность понижающегося к Черному морю Кавказского хребта. Земли его простираются по восточному берегу моря, от р. Джубги до крепости  Анапы и граничат на севере с нижней Кубанью и главным хребтом».

    С. Броневский местом обитания натухаевцев называл долины рек: «Атакум, Бакан, Цемес, Тадипш, Джуп, Прибепс, Шупш, Нефиль, Псиф, Кудака» .

    Хегаки («шегаки»). «Большое некогда племя, занимавшее окрестности крепости Анапа, где теперь живут натухажцы, в котловине Чехурай. Истребленные войной и окончательно чумой в 1812 году и будучи не в состоянии по малочисленности своей сохранить самобытность, хегайки совершенно слились с натухажцами».

    Хатук, или адале. «Они жили на полуострове Тамань до занятия его войском Черноморским»   И. Бларамберг отмечал, что адале «были частью татары из племени булнади, а частью черкесы. Их называли адалами, что на татарском языке означает "жители острова"; они удалились на левый берег Кубани и поселились вдоль ее лимана, обосновав поселения и сохранив свое старое название – адалы». «После взятия Анапы в 1791 году большое число их погибло, и с этого времени они почти совсем исчезли или же ассимилировали с соседними племенами» .

    Адамиевцы (адамий) обитали между нижним течением р. Пшиш и р. Белой. По сведениям И. Бларамберга, – «маленькое черкесское племя, обосновавшееся на речке Сгагваше близ Кубани».

    Темиргоевцы В начале XVIII в. они населяли горные районы по р. Белой, численность их составляла всего 2 000 дворов. Однако в течение столетия происходило расширение территории темиргоевцев, и в конце века их селения располагались уже между р. Белой и Лабой. На севере их земли шли по Кубани, на юге – приблизительно по линии р. Белой. На западе они граничили с хатукайцами, на юге – с адамиевцами, на востоке – с егерухаевцами. На территории темиргоевцев расселялись такие малочисленные группы адыгов, как егерухаевцы, махоши и мамхеги, находившиеся при этом в политической зависимости от темиргоевцев. Значительно возросла численность этого племени за счет включения в его состав переселившихся сюда хатукаевцев, адами, хегаков и др.

    Учитель: Места проживания каких племён не отмечены на карте? Учащиеся: адамиевцев, хегаков или шегаков, жанеевцев.

    Учитиель: Какие адыгские племена нанесены на карту, но не были названы?

    Учащиеся: бесленеевцы, убыхи, шапсуги, хамышеевцы, черченеевцы, абадзехи, хакучи.

     

    Вывод: Местное население – адыги, представляли собой многочисленные племена и проживали на большой территории Северо-Западного Кавказа. (Слайд №7).

    Учитель: Вспомните, когда появились первые славяне на территории Кубани?

    Учащиеся: Первое славянское поселение появилось на Кубани ещё в Х веке, после основания на Таманском полуострове города Тмутаракани, просуществовавшего до монголо-татарского нашествия.

    Учитель: Вторая волна русских переселенцев началась в конце XVII- начале XVIII вв. и связана она с церковным расколом и с разгоном восстания Кондратия Булавина. Его сподвижник, Игнат Некрасов, привёл сюда оставшихся в живых участников. В конце XVIII века на Кубань переселяются линейные и черноморские казаки.

    Слайд №8.

    Учитель: Кто из представителей славянского населения проживал на Кубани?

    Учащиеся: беглые крестьяне, раскольники, старообрядцы, казаки-некрасовцы, линейцы и черноморские казаки.

    Учитель: Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после двух русско-турецких войн XVIII века.

    В XVII - XVIII вв. население Кубани по ряду причин пополнялось представителями многих других национальностей. От турецкого гнёта нашли убежище на Кубани представители армянской, грузинской национальностей, болгары. А в конце XVIII века решением императрицы Екатерины II на Кубань начинается переселение представителей других народов.

     

    Работа с текстом (Задание №2 рабочего листа урока):

             Учитель: Прочтите текст и ответьте на вопросы.

    Появление представителей каких национальностей в составе нашего края объясняет этот документ?

    Учащиеся: немцев, греков, шведов, румын и т.д.

    Учитель: Почему опыт переселения европейцев в XVIII веке называют неудачным?

    Учащиеся: неимущие переселенцы, не обладали нравственными и физическими качествами.

    Учитель: Когда и почему переселение европейцев было более удачным?

    Учащиеся: в начале  XIX в., так как к ним выдвигались  требования в материальном и профессиональном плане.

    Учитель: Где и зачем расселяли переселенцев?

    Учащиеся: в сельской местности, для развития сельского хозяйства и освоения земель.

     

    Закрепление изученного материала. Слайд №9.

    Беседа по вопросам:

    • Перечислите основные этносы, проживающие на Кубани в XVII – XVII вв.
    • Назовите основные причины переселения этих народов на Кубань.
    • Как, по-вашему, это переселение отразилось на дальнейшем развитии этого многонационального региона?

     

    Вывод урока: В крае живут потомки не только местного коренного населения (адыгов), но и русские, украинцы, белорусы, армяне, молдаване, ассирийцы, греки, евреи, представители многих других национальностей. Каждый из этих народов вносит свой вклад в развитие Кубани, а взаимодействие народов приводит к обогащению культур.

     

    Домашнее задание. Подготовить сообщение о традициях, культуре любого из народов, проживающих на территории Кубани.

     

     

     

     

     

    Рабочий лист урока.

    Задание №1.

     

     

     

     

    Задание №2:

    Работа с текстом:

    «22 июля 1763 г. обнародованы два законодательных акта, ставшие основой иностранной колонизации в России: манифест о даруемых иностранным переселенцам правах и льготах и указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных граждан. Канцелярия подчинялась непосредственно императрице. Манифест 22 июля 1763 г. определял статус переселенцев: все иностранцы, изъявившие желание записаться в купечество или же поселиться колониями на свободных и удобных для хлебопашества землях, «по своей вере и обрядам приносят обыкновенную присягу на подданство».

    Обнародованный в 1763 г. Манифест Екатерины II вызвал в Германии активное движение: все неимущие, прельщенные льготами и кормовыми деньгами, стали записываться в колонисты. На Северный Кавказ переселение иностранных колонистов началось с 1778 г. в основном это были немцы из южной части Германии. Активно приветствовалось также переселение французских, румынских, греческих, шведских и других поселенцев.

    В целом, однако, первый опыт поселения иностранных колоний в России оказался неудачным: переселенцы не отличались положительными ни нравственными, ни физическими качествами. Более продуманное и организованное переселение произошло в начале XIX века при правлении Александра I. К переселенцам также выдвигался ряд требований, и расселение проводилось только в сельской местности».

     

    Категория: разработка уроков | Добавил: Sveta (18.03.2014)
    Просмотров: 3173 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]