«Неолитические стоянки на Кубани».
Цель: Познакомить учащихся с неолитическими стоянками на Кубани. Задачи:
1.Выяснить, что собой представляла эпоха неолита и чем она была представлена на территории нашего края.
2. Воспитывать интерес к древней истории.
Оборудование: карта №2, мультимедийная презентация
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Повторение изученного материала.
а) по карточкам
1. Перечислите основные периоды первобытного общества.
2. Откуда пришли первобытные люди на Кубань и когда?
3. Посчитайте, насколько раньше появились первобытные люди на нашей планете, чем на Кубани?
4. Что изучает предмет «Кубановедение» и чем он для нас важен?
б) устно
1. Показать на карте стоянки палеолита на территории нашего края.
2. Показать на карте стоянки мезолита.
3. Рассказать, чем интересна и особенна Ильская стоянка.
Ребята, мы вспомнили о самых ранних стоянках первобытного человека на Кубани, а сегодня узнаем об эпохе неолита на территории края, которая завершает самый длительный период в истории человечества - период каменного века.
III. Изучение нового материала.
Записать в тетрадь:
5 тыс. л. до н. э. — начало неолита.
-Вспомните, что такое неолит? (Это новый каменный век).
-Ребята, назовите главные занятия первобытных людей эпохи палеолита. (Охота, собирательство, рыболовство).
Вы видите, что все эти виды деятельности человека связаны с присвоением в готовом виде того, что создала сама природа. Из курса истории Древнего мира мы уже знаем, что именно в эпоху неолита на смену охоте пришло скотоводство, а на смену собирательству — земледелие. Таким образом, вместо присваивающего хозяйства человек переходит к производящему. Такой переход ученые называют «неолитической революцией».
Записать в тетрадь термин:
Неолитическая революция — это переход человеческих коллективов от присваивающего, или потребляющего, вида хозяйства к производящему.
Задание № 1. Составим в тетради таблицу «Хозяйственная деятельность древних людей».
Занятия
|
Тип хозяйства
|
Охота
Собирательство
Рыболовство
Бортничество
|
Потребляющий
|
Скотоводство Земледелие
|
Производящий
|
А теперь проверим ее по учебнику стр. 11.
-Чем же еще особенна эпоха неолита? (совершенствуется обработка камня: шлифуют, полируют, сверлят).
А еще появляется глиняная посуда, ткацкий станок, колесо, повозка..
- Как назывался самый первый коллектив первобытных людей? (Человеческое стадо).
На смену человеческому стаду пришла родовая община.
Записать в тетрадь термин:
Родовая община — это коллектив родственников, которые жили и трудились сообща и у них все было общее.
Вот такими общинами и жили люди в эпоху неолита.
На территории края эта эпоха учеными изучена слабо. Внимательно посмотрите на карту:представлена она Нижнешиловской стоянкой, расположенной в районе Адлера, и Каменномостской пещерой на реке Белой.
Запись в тетрадь:
Нижнешиловская стоянка .... (Адлер)
Каменномостская пещера .... (река Белая)
На этих стоянках ученые нашли полированные каменные топоры, элементы глиняной посуды. На Нижнешиловской стоянке найдены каменные мотыжки, которые свидетельствуют о переходе племен, живших здесь, к мотыженному земледелию. В Каменномостской пещере наряду с костями диких животных обнаружены кости одомашненных: собаки, быка, свиньи, козы, что подтверждает наличие у хозяев этой стоянки скотоводства.
IV. Закрепление нового материала.
1.Что такое неолитическая революция?
2. Назовите виды занятий присваивающего хозяйства.
3. Перечислите виды производящего хозяйства.
4. Назовите и покажите на карте памятники эпохи неолита на территории нашего края.
5. Какие факты подтверждают, что эти стоянки относятся к данной эпохе?
Домашнее задание. В тетради изобразить главные достижения эпохи неолита.
|