Сайт учителя кубановедения Глотовой Светланы Ивановны
Четверг, 16.05.2024, 20:13
Меню сайта

Категории раздела
родителям [1]
родителям о детях, о методах воспитания, о способах общения
разработка уроков [6]
разработки уроков для 5, 6 классов
разработка внеурочных мероприятий [6]
исследовательские работы учащихся [6]
музейная работа [7]
Здесь вы найдёте информацию об истории школы № 23, села Раздольного, сельского поселения.

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 142

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » исследовательские работы учащихся

    Значение обереговых кукол в жизни кубанских казаков

                                            

    Оглавление

    1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..…… 4

    2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………………………….….. 5

    2.1 Кукла в жизни человека ………………… …………………………………………...….... 5

    2.2 Тряпичные куклы ……………. ……………………………………………………..….…. 6

    2.2.1 Игровые куклы ………………………………………………………...………………..10

    2.2.2 Куклы – берегини ……………………………………………………………………………. 13

    2.2.3. Обрядовые куклы

    2.3. Значение куклы в жизни кубанских казаков

    3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………...14

    4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….…………………..15

    ПРИЛОЖЕНИЕ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    I. ВВЕДЕНИЕ

    «Без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы  

    походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли».

    А. Синявский

    Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки. Очень жаль, что сегодня почти забыто старинное искусство создания куклы. Ведь кукла всегда рассказывает о традициях народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир.  В ней  закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому "коду" служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. Я не сомневаюсь в том, что кукла – это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире.

    С тряпичной куклой я познакомилась совсем недавно на кружке декоративно-прикладного искусства, где я узнала историю тряпичной куклы, её значение в жизни русского народа, кубанских казаков, научилась делать некоторые игровые и обереговые куклы. С этим нас  познакомила наш  руководитель Глотова С.И. А она в свою очередь знания  по изготовлению народной тряпичной куклы, её истории  получила на зональном мастер-классе в ст.Павловской, который проводила народный мастерРоссии Ирина Агаева, мастер ДПИ Тульской области, но она родом из нашей кубанской станицы Павловской. И часто приезжает на родину, где даёт мастер-классы. Более 30 лет она посвятила сбору информации об истории и тряпичной куклы. В небольшой фигурке из ярких лоскутков скрыта немалая тайна. Об этом Ирина Владимировна готова говорить бесконечно.

    Меня очень заинтересовал процесс изготовления тряпичных кукол, а ещё более заинтересовал рассказ о значении каждой куклы в жизни наших предков. И я решила узнать больше об этих удивительных куклах. Информацию о тряпичных куклах я начала искать в наших библиотеках, в интернете.

    Вы спросите, почему я выбрала тему русских тряпичных кукол, ведь гораздо логичней было б исследовать историю кукол армянского народа. Но я родилась на Кубани, живу на Кубани, другой родины я не знаю. И мне очень интересно, чем жил этот народ, каковы были их традиции.

    Мастеря очередную куклу, я всегда задавала себе вопросы: «Где и в какое время появилась  эта кукла, и как она пришла на Кубань?», «Какими куклами играли  в этих краях  дети до прихода казаков?»,  «Почему куклы имеют совершенно разное предназначение?» Ответы на эти и многие другие  вопросы  я находила в рассказах  соседей и знакомых, своего руководителя. Работа над темой оказалась весьма непростой,   очень мало литературы по кубанским тряпичным куклам, что свидетельствует о  малой изученности  данной темы. Я узнала, что тряпичные куклы были игровые, обереговые и обрядовые. Так как меня заинтересовал рассказ об обереговых куклах, я увлеклась изучением этих традиций, значением тряпичных кукол. У меня не выходил из головы  вопрос: для чего их делали совершенно взрослые люди? Почему они верили в силу тряпичных кукол? Чем они могли помочь казаку, его семье?

    Поэтому целью работы является выявить значение обереговых тряпичных кукол в жизни кубанских казаков.

    Основными, решаемыми в данной работе, задачами  стали:

    - ознакомиться  с основными видами  тряпичных  кукол, их особенностями;

    - изучить историю  тряпичной куклы казаков пришедших  на Кубань;

    - пропагандировать   лоскутные  куклы как средства приобщения  к народным традициям;

    - провести мастер – класс по изготовлению обереговых кукол  среди  учащихся школы.

    Этапы реализации проекта.

    • Знакомство с историей возникновения народной куклы.
    • Изучение видов кукол.
    • Изучение технологии изготовления кукол.
    • Изготовление обереговых и игровых кукол.

    Методы: исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.

     

    II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

     

    2. 1 КУКЛА  В ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕКА

    «Она – царица микрокосма, который отражает наш мир, но

     не сливается с ним. Она открывает нам двери в этот мир,

     если мы умеем любить ее и мечтать вместе с ней.»

    Гастон Бати,  теоретик театра

    Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

    Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

    Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

    Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова.

    Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

    На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов. Было большое многообразие кукол.

    Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.

    2. 2 ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ

    На Кубани традиционные куклы делались из талаша (кукурузной рубашки), из соломы. Т

    Мы узнали, что куклы были игровые,  обрядовые, обереговые  (см. схема 1)

     

    Тряпичные куклы

     

                         игровые                         обрядовые                  обереговые

    Схема 1

    На Кубани, как и в других местностях России, жизнь каждого ребенка начиналась с куклы Пеленашки (см. Приложение XIV). Ребенок еще не родился, а будущая мамочка с молитвой, с мыслями о будущем дитятке уже мастерила кукленка; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, ведь  все это хранило родовую и генетическую память. Мать  бережно укладывала «младенчика-пеленашку»  его в колыбельку, чтобы кукла грела ее и отпугивала злых духов. Когда появлялся малыш, Пеленашка оставалась рядом, чтобы приходящие гости не сглазили, и только после крещения ребенка куклу убирали из колыбели. Было принято смотреть на куклу, приговаривая при этом «Ой, какой кукленок!».  Ребенок рос и играл с куклой, ее берегли всю жизнь вместе с крестильной рубашечкой.

     К празднику Введения во храм Богородицы издавна на Руси женщины мастерили в подарок для девочек, так как их чествовали в этот день,  тряпичную самодельную куклу Эту куклу, одетую в красивые белые (светлые) одежды,  дарили ребенку после ее первого причастия.

     

    2. 2.1  ИГРОВЫЕ КУКЛЫ

    «Куклы не умирают – в них просто перестают играть».

    В. Пелевин

    Многие тряпичные куклы несли двойное, иногда тройное назначение. Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

    Практически у всех народов мира детей в старину приучали к правилам обращения с куклами, что вызвано поверьями о связи куклы с душой двойника – человека, которого она изображает. Разные виды кукол использовались для детских игр. Все они «пришли» на Кубань с  переселенцами из разных земель и губерний России.  

    Мои бабушки - соседки рассказывали мне, как во времена их детства, девочки играли в кукурузные куклы. Да, что там во времена их детства, такие куклы были во времена их бабушек и прабабушек. Большую часть тёплого времени года девочки-казачки со своими матерями проводили на больших огородах. В жаркие часы, когда женщины отдыхали, девочки прятались в кукурузной тени и из початков кукурузы делали себе кукол-красавиц с длинными волосами (белыми, жёлтыми, коричневыми). Такими куклами долго и с удовольствием  играли  все девочки хутора (см. Приложение XVI). А зимними вечерами пожилые казачки мяли кукурузу для домашней  птицы, а девочкам, которые вертелись вокруг них, давали белые, жёлтые, коричневые  кочаны кукурузы. Девчата, сделав из шелухи незамысловатые причёски, превращали их в игровых кукол.

    «Куклы - игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте. Потом эти куклы переходили к детям» [4].

    Ещё об игровых куклах я узнала мастера ДПИ Т. Воровьёвой , которая рассказала нам о кубанской куколке Валюшка или Кубаночка. А её, в свою очередь, научила, как правильно делать их коренная казачка Нагорная Анна Ивановна (пос. Глебовка Кущёвского района). К сожалению, бабушка Нюра умерла уже, но Слава Богу, благодаря ей,  на Кубани не утеряли свою национальную куклу.

     Это ещё раз доказывает, что игрушки в казачьей семье покупали редко, по большей части старались делать своими руками. И изготавливали их чаще всего два человека: дедушка и няня. У казаков всячески поощрялось изготовление кукол и игры с ними.

     

    2.2.2.ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ

    Куклы существуют практически у всех народов мира, имеют тысячи вариантов. Могут быть любой величины (от крошечных до гигантских), создаются из соломы, травы, листьев, металла, камня, материала.

    С древнейших времен  по сей день цель, обстоятельства, смысл обрядовых кукол были и остаются далекими  от простого развлечения. Обрядовая кукла выполняла функции своеобразного проводника, посредника в общении и с высшими силами, и с душами предков, защищающими родительский дом, очаг, семью, детей от несчастий, и с окружающим миром.  Обрядовая кукла либо бережно хранится и  передается из поколения в поколение, либо уничтожается (закапывается, сжигается, топится, разрывается)

    В прежние времена в  крестьянском быту кукла занимала совершенно иное место, нежели она занимает в современном обществе. В традиционной культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя  роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

    Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла, как обрядовая, так и берегиня, безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В этом есть глубокий смысл.  Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным и  для ребенка, и для взрослого человека. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.  Удивительно, но,  собранная из нескольких тряпочек,  часто без рук, без ног, без обозначенного  лица, тряпичная кукла была многолика, передавала  характер, была утешницей   и подружкой, могла смеяться и плакать.

    Самые лучшие наряды люди шили для куклы.  У нее не было ни лица, ни фигуры, поэтому именно платье становилось основной деталью ее внешности  и единственным украшением. Шили кукольное платье не просто так, а со смыслом. Во-первых, там обязательно должен был присутствовать красный цвет или пускали красную ленту по подолу, поясу, вороту и рукавам. Считали, что он облает  охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. [12,  с. 36].

    На земле кубанской переплелись традиции, обычаи, обряды народов, издавна  живших или поселившихся на этой благодатной земле. У каждого из них была своя религия, свои  боги и праздники, значит, были и  свои обрядовые куклы.

    Изучив литературу, я узнала, что подобные обрядовые куклы  с небольшими отличиями, местными особенностями   использовали  такие народы, жившие на Кавказе, и пришедшие в свое время на кубанские земли, как ногайцы (кукла Андир - шопай) и армяне (кукла Нурин), абхазы (кукла Дзиов) и  даргинцы (кукла Амина или Сутхъатун).

    Я провела исследование на своей улице и выяснила, что на правой стороне ул. Заречой с.Раздольного  находится 40 подворьев. Из них семей казаков – 26, русских семей – 7, армянских семей – 6 . Проанализировав все полученные данные, мы получили следующие данные. На вопрос: «К какой национальности принадлежит Ваша семья?»  все ответили. А на вопрос «Знаете ли Вы свои обряды и традиции?» пять семей из сорока затруднялись с ответом. Третий вопрос оказался самым трудным «А что Вы знаете о тряпичных куклах Вашего народа?». К сожалению, не все знают своих национальных кукол: ни обрядовых, ни игровых. Но члены русских семей без труда назвали обрядовую куклу Масленница. А одна из армянских семей Карапетян с охотой рассказали мне национальный обряд с куклой Нурин. Во время долгой засухи, с целью вызова дождя собиралась группа, в основном, из несовершеннолетних девочек и детей, которая водила по деревне чучело Нурин. Обход деревни сопровождался песенками и диалогами. Они останавливались во дворе каждого дома и пели[5]:

    Весной мы  вместе с одноклассницами, готовясь к этому традиционному празднику,  решили узнать, какой должна быть настоящая русская обрядовая кукла – Масленица. В интернете я прочитала: «Сама Масленица явила белый лик с алыми губками и наведёнными углём глазами в роскошном золотисто-оранжевом наряде, с венчиком из соломенного снопа» Следуя русской традиции, мы сделали очень похожую куклу, которую потом и сожгли на площади у ДК.

    Поставив задачу, определить истоки появления куклы - Масленицы на Кубани, мы нашли такие сведения: « В некоторых местах Малороссии  был прежде обычай с пением носить по улицам чучело; толпа детей, сопровождая его, бросала снежные комья. В других местах Малороссии возили на санях чучело – Масленицу. Это изображение женщины с распущенными волосами и в пестрой одежде потом бросали в воду или сжигали на костре в воскресенье»

     Автор  данных сведений Александр Васильевич Терещенко – выдающийся знаток русской жизни, автор многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры, жил в  девятнадцатом веке (1806 – 1865). Именно им собранные сведения  (1848 год)  позволяют мне утверждать, что     всеми  любимую обрядовую  куклу -  Масленицу вместе с первыми переселенцами принесли на Кубань казаки из Малороссии (запорожцы).

     

    2. 2. 3 ОБЕРЕГОВЫЕ КУКЛЫ

    Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды  и приносящие счастье, были у разных народов. О них сочиняли сказки, в которых куклы представали волшебными помощницами, охраняли, спасали, давали своим  хозяйкам  мудрые советы .

    У славянских народов обрядовые и обереговые куклы известны с языческих времён. Один из основных признаков куклы – оберега –отсутствие характерных признаков лица: носа, глаз, рта. Обереговые куклы безлики и, как правило, изготавливаются без прикосновения иглы. Безликие куклы не позволяют злым силам вселиться в куклу и творить зло: безглазая – не сглазит; безротая – не оговорит. Она не может быть двойником какого – либо человека и никто не может причинить зло живому. При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие и режущие предметы. А ещё очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.
                   Куклы – обереги в народной традиции были безликими, они выполняли роль амулетов. Каждая из кукол оберегов имеет своё предназначение: от порчи и сглаза, от лихорадки и прочей хвори, от тоски и кручины. Чаще всего они охраняли детей и женщин.

    На  Кубани своими руками мастерили игрушки на ёлку, в том числе традиционные кубанские куколки-обереги.

     «Неразлучников» дарили на свадьбу молодым.  Кукла – младенец, которые привязывались к телу матери или подвязывались различными образами.

    В кубанской семье при рождении  девочки делались куколки,  которые передавались  потом по наследству, вручались на свадьбе невестам.

    Куклы – берегини несут в себе только доброе начало и по народным поверьям, поставленные в доме где-то выше головы людей, охраняют людей от тёмных сил, ссор, болезней

    Вот такими бывают  куклы – берегини.

             

    2.3. ЗНАЧЕНИЕ  ОБЕРЕГОВЫХ КУКОЛ В ЖИЗНИ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ

    По мнению знатоков истории ремёсел, тряпичную куклу на Кубань вместе с первыми переселенцами принесли казаки из Малороссии, знаменитые запорожцы. Поначалу это была обрядовая кукла Масленица. Позднее здесь стали делать берегинь. Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куклу брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». О берегинях сочиняли сказки, в которых куклы представали волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы.

    Феномен куклы заключается как в ее двойничестве, так и в том, что она – результат и доказательство возможности материализации человеческих мыслей, желаний и чувств .

    Кукла сопровождала казака всю его жизнь.

    При рождении маленького казака или казачки  делали куклу-пеленашку.

    Как только женщина узнавала, что у неё будет ребёнок, она начинала мастерить тряпичную куколку: связывала поначалу тулово, потом приделывала руки вместе с головкой, а уж потом наряжала простенько. Работала без ножниц и иглы (чтобы не уколоть, не поранить «младенца». Сделает куколку за две недели до родов, уложит в люльку, и обе уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребёнок и играет в свою первую куколку – оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. А если родится девочка, то, став взрослой, она сама за две недели до рождения своего ребёнка делает такую куклу-оберег. Считалось, что кукла-пеленашка оберегала ребёнка от злого глаза, от болезненных напастей.

    Когда казак вырастал и приходило время идти на службу, для воина – казака делали оберег – ангелочка из ткани. В голову куклы закладывали золу из печи именно его дома, чтобы он вернулся живым после войны или службы в этот дом.
                  На казачью свадьбу также обязательно делали обереги.
      Свадебную куклу должны шить подруги невесты. Это были мужская и женская фигурки с одной общей рукой, которые подвешивали на свадебную тройку, чтобы они отводили на себя недобрые взгляды от молодых. С рождением ребёнка убирали эти куклы в сундук, а иногда вешали в красном углу под православными образами.
                 Издавна в русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы именно они отводили на себя недобрые взгляды завистников. Этих кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой цветной ткани.. В наши дни отражением этой давней традиции является обычай привязывать куклу к первой машине свадебного кортежа.

     Как здорово, что и в двадцать первом веке молодежь помнит и чтит  давние традиции. Куклы «Свадебные неразлучники» использовали при проведении свадьбы в Атамани.

    Куклы-лихорадки или лихоманки, лиходейки.  Эти куклы перетягивают на себя все болезни и сглазы всех членов семьи живущих в доме, где их размещают.
    Раньше их размещали возле печной трубы, сейчас Лихорадок размещают возле форточки или вытяжки, также их можно поставить на полку или повесить на стену. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Жили они в доме ровно год.  Новых кукол лихорадок делали на старый новый год, а 15 января новых вешали у печи, а старых кукол  сжигали.

    Кукла - берегиня жила в каждом кубанском доме. Её делали обязательно с использованием красного материала, завязывая узелки говорили добрые слова, узелков должно быть нечётное количество. В руках берегини обязательно находился младенец. Кукла, мать, берегиня детей, дома.

    Мне захотелось иметь у себя дома куклу –берегиню  И я сделала её на кружке. Таким образом у меня появилась куколка-собеседница, куколка-подружка. Да, в первую очередь ей я рассказываю всё своё сокровенное, делюсь своими победами и поражениями. И она мне помогает.  Каждая из вас может сделать такую куклу для себя, помня о важном правиле: нельзя дарить свою первую куклу. Она должна храниться обязательно у вас дома. Именно она пробудила во мне интерес к  тряпичным куклам,  как непременному атрибуту девичьего рукоделия, связывающему современную девочку с  народными, семейными традициями.

    Кукла – жница. Её предназначение было в том, чтобы урожай был хорошим. Эту куклу делали с материала коричневых оттенков, как символ пшеницы, хлеба. Делали её подпоясанной, в руках котомочка с едой, за поясом, позади ребёнок. Это означало, что женщина собирая урожай, всегда брала с собой ребёнка, поработает прибежит покормит дитя и затем вновь принимается за работу.

     А куклу Жницу я сделала  специально к  празднику 14 сентября, когда отмечаются день Симеона –столпника. К этому дню обязательно делали куклу Жницу, как символ урожая.

    У нас на кружке недавно появилась еще одна, ставшая главной в  кукольной  семье,  «Кубышка» как  оберег на достаток в доме (на хозяйственность) Куклу  наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу, верили, что следующий год будет сытым и будет достаток в семье. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. При изготовлении куклы обязательно закладывали в неё монетки, в голову, ручки и подол, чтоб в семье достаток был.

    Как попала эта кукла на Кубань? Уверена, что каждая семья, из каких бы мест она не шла, брала с собой  свою Кубышку,Крупеничку, Зернушку, Горошинку как символ достатка, оберег от голода.

     

    III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    «Надо торопиться собрать старые народные игрушки,

    пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде

     сувениров и не затерялось в мусоре городов»

     

    Почему же так крепко мы забыли старинное искусство, согревающее человеческие души? Да, изменился уклад нашей жизни, изменились мы сами.  Но ведь мы прямые наследники того народа, что умел и хлеб растить и песни складывать, и рукотворную красоту создавать, в том числе замечательные игрушки из лоскутков. Неужели сегодня им нет места в нашей жизни? Не хотелось бы в это верить!

    Пусть разодетые пластмассовые и фарфоровые красавицы останутся в детских уголках, но рядом с ними на свое законное место сядет простая тряпичная куколка, сшитая из нескольких цветных лоскутков. Если в каждой семье свернут всего одну лишь куклу, как знать, не оживим ли мы древнее и прекрасное искусство? [11].

    А что я лично могу сама сделать, чтобы оживить это искусство? Если подумать, то очень многое … . Помочь младшим школьникам сделать Берегиню дома и подарить на праздник своим мамам, с подружками и старшеклассницами смастерить казачьих куколок - Обережек и вручить их всем женщинам нашей школы на праздничном концерте ко Дню 8 Марта, родителям первоклассников помочь в изготовлении куколок-ангелочков для выпускников на праздник Последнего звонка.

    При изготовлении обереговых кукол испытываешь особенное удовлетворение, необъяснимо, но во время изготовления куклы проходит усталость, снимаются негативнвые эмоции, на лице постоянно появляется улыбка. С куклой даже начинаешь разговаривать, и кажется, чтоо она тебя слышит.

    Мы изготовили кукол для нашего кубанского уголка. Теперь наши куклы-берегини живут в кубанской хате, где проводятся музейные уроки, уроки-экскурсии  по кубановедению.

    Самое главное нужно делиться своими знаниями и умениями с другими. И тогда никакой обряд, ни какая традиция не пропадёт бесследно из нашей жизни.

    Результатом нашего проекта стали куклы – обереги, сделанные своими руками, презентация, а также получена бесценная информация для проведения музейных уроков по кубановедению о традициях и быте кубанских казаков.

    IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Агаева И. Кукла «Домашняя масленица» // Народное творчество. 2004. № 1. С.40-43.
    2. Агаева И. Куклы «Перевертыш» , «Сударушка» ,» День и Ночь» // Народное творчество. 2004. № 5. С. 29-31.
    3. Агаева И., Агапова О. Куклы из бабушкина сундука // Народное творчество. 2004. № 3. С. 42-47.
    4. Агаева И, Кукла « Ангелочек» // Народное творчество. 2002. № 4. С. 36-37.
    5. Агаева И. Уроки мастерства. Тряпичные куклы // Народное творчество. 2004. № 2. С. 44-47.
    6. Андреева С. Мои любимые куватки // Народное творчество. 2000. № 4. С. 24-25.
    7. Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. М., Аванта, 2007, 184 с
    8. Газета Заря Кубани. № 91 (10219) 30 июля 2011.  с. 2
    9. http://club.osinka.ru/topic-19576?start=135
    10. Сайт «Город мастеров Кубани»
    11. Педагогический вестник Кубани. №2 (56) 2011. с. 53-54
    12. Рогочая Людмила. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. Ростов – на – Дону: Булат, 2009
    13. Юрина  Н.Г.  Я познаю мир. Детская энциклопедия. Игрушки. М.,  АСТ, 1999, с. 496

     

     

     

     

     

     

    Категория: исследовательские работы учащихся | Добавил: Sveta (18.03.2014)
    Просмотров: 7476 | Рейтинг: 4.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]